Воспитание - это процесс одновременно и управляемый, и спонтанный. Вряд ли представители убого направления в современной поп- и рок- культуре сознательно записались в диверсанты и развращают молодежь по принципу: пусть гибнут, лишь бы за это платили. Скорее всего они влюблены в свой обезьяний жаргон, в свои бездарные тексты. По-видимому, они убеждены, что пение коленками и ушами есть новое искусство, и с фанатическим неистовством под грохот и треск, вопли и алкоголь, наркотики и шоу-пошлость, несут это в массы.
Они подвижнически захватывают пустые головы и сердца тех, чей канал восприятия и уровень эмоциональной готовности не столь широк и невысок, что поделки и подделки - тюремную романтику, кабацкий вой, агрессивное скандирование пустопорожних фраз, двухнедельная немытость, небритость и нечесанность - все это, помноженное на взбесившуюся какофонию звуков, составляет некую ценность для значительного числа молодежи. Учителя пытаются противостоять этому вербальными способами, вызывая у детей нелюбовь, доходящую до ненависти.
А дело, видите ли, в том, что способность ребенка понимать, чувствовать и даже создавать музыку созревает к 10-12 годам. И, кажется, нужно успеть помочь ребятам услышать и узнать много разной хорошей музыки и попробовать научить детей играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать. Как это делают в Прибалтике, где поют целыми школами, целыми городами.
Совершенно очевидно, что общественные процессы и отношения в их макро- (СМИ, поп-культура и т.д.) и микропроявлении (семья, друзья) исключительно сильно влияют на становление и развитие ребенка. В этом ряду школе, по разным оценкам, определяется третье-четвертое место. Социологи образования в разных странах выявили устойчивое представление учащихся и родителей о школе. И это представление тревожно:
Школа не учит, по сути, тому, что необходимо для успешной самореализации в обществе: не учит и не помогает детям освоить высокое искусство общения, не учит творчеству - вместо этого обязательно-нормированное воспроизведение известных истин, десятилетиями продолжающееся под разным соусом, переживание одних и тех же фраз и мыслей в сочинениях и, как результат, слабое развитие эмоциональной сферы и эмоционального опыта детей, зажатость, невыразительность чувств, неумение создавать и поддерживать высокую температуру радости, примитивный взгляд на удовольствия, слабо развитое чувство эмпатии.