Коллективное обучение требует индивидуальной мыслительной деятельности.
В коллективе хорошо отдыхать, веселиться, выкрикивать новые и старые мысли, петь, прятаться за спины гигантов, но тяжелую ношу мыслительной деятельности следует нести самому. И нужно постоянно заботиться о том, чтобы ученик хотел и умел самостоятельно искать и получать знания, использовать их в своей жизни.
Эмоционально развитый ребенок плохо приспосабливается к практической жизни.
Чувствительный ребенок отзывается на жизненные события резко, сильно, выразительно, наживая себе врагов вследствие неумения или неспособности соувязывать мысли и чувства на уровне принятых в обществе норм и требований. Другой ребенок, видя подлые проявления современной жизни, сталкиваясь со случаями несправедливости, болезненно и слезливо относится к происходящему, уходит в себя, ищет защиты в сектах, в асоциальных группах, и в том и в другом случае хрупкое трепетное существо нуждается в деликатной поддержке, в основе которой лежит понимание, сочувствие, организация деятельности, отслеживание отношений, складывающихся у ребенка в коллективе.