Трактуется ныне как комплексное понятие, охватывающее умственную, эмоциональную и социальную зрелость. Умственная (интеллектуальная)зрелость – умение концентрировать внимание, обладать аналитическим мышлением, улавливать основные связи между явлениями. Критерий умственной готовности – развития речи.
Эмоциональная зрелость – управлять своими эмоциями, умение сосредотачиваться на малоинтересном задании и доводить начатое до конца.
Социальная зрелость – потребность в общении со сверстниками, умение принимать роль ученика и выполнять указания учителя.
Адаптация может длиться от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника.
Самое трудное время для организма ребенка – первые – три недели. В этот период происходит сильное напряжение почти всех систем организма. Следующий период – неустойчиво приспособление. Организм ребенка находит приемлемые реакции на новые условия жизни. И наконец то наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Ребенку сложно перестроится на школьную жизнь.
Чтобы оказать ребенку помощь в адаптации, необходимо отрегулировать его режим дня.
Хорошее физическое состояние учащегося зависит от того, сколько он бывает на воздухе, как часто двигается, какую еду употребляет, сколько времени проводит за телевизором, компьютером и в телефоне. Распланировать день совместно с ребенком.
Обязательно нужно поддерживать самооценку ребенка на высоком уровне. Чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе.
С первых дней в школе ребенку необходимо создать такие психологические условия, которые делают адаптацию к школе легкой. Для этого родителям обязательно знать особенности своего ребенка и дошкольного возраста в целом. Если адаптация будет проходить тяжело, то уже с первых классов у школьника сложится негативное отношение к учебе. Это ведет к хроническому нервному напряжению и постоянным стрессам.
Самая главная ошибка родителей в том, что они делают упор на ранее обучение своего ребенка, но не заботятся о его самочувствии в новых условиях. Родителям кажется, что ребенок должен сразу с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учебой, а не игрой.
Ученик не успел адаптироваться к новому образу жизни, но пытается соответствовать требованиям значимых для него взрослых. К стрессу добавляется боязнь не выполнить родительские наставления.
Невозможно стать в один момент. Не стоит осуждать интерес ребенка к игрушкам – это естественное занятие для вчерашнего дошкольника. Родители рассматривают письмо и чтение «нужные» занятия, а игру – как пустую трату времени. Своим отношением родители показывают ребенку, что школьником быть хорошо, а дошкольником быть – плохо. В этой ситуации ребенку психологически очень сложно, ему играть хочется, а родители осуждают. Запрет и желание создают психологический конфликт, разрешить который ему непросто. Ребенок либо отказывает себе в праве играть и подавляет свои потребности, либо мучается угрызениями совести после игры.
Не стоит осуждать интерес первоклассника к играм и игрушкам. Это естественное занятие для вчерашнего дошкольника.
Поощряйте не только учебные успехи, но и игровую инициативу. Вам нужно признать игру естественным занятием первоклассника. Говорите не только: «Какой ты молодец, взял книжку и читаешь!», но и «Как же ты классно умеешь играть!». Разрешите взять с собой в школу небольшую игрушку. Для многих детей игрушка помогает снять напряжение в момент адаптации.
Большинство детей идут в первый класс с большим желанием стать школьниками. Поддерживайте это стремление: интересуйтесь школьной жизнью, расспрашивайте о школе, делитесь своим опытом. Это закрепит учебную мотивацию.
Хвалите за успехи и старания. Для того чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. Ощущение собственной успешности значительно облегчит трудности адаптации и способствует повышению учебной мотивации.
Поощрение должно быть конкретным: хвалите не самого ребенка, а какую-то черту его поведения, результат деятельности. Если вы скажите: «Ты сегодня очень аккуратно написал цифры или буквы!» ребенок получит информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником, и поймет, что для него это возможно.
Спокойное, любящие, доброжелательное отношение родителей поможет ребенку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если первоклассник себя хорошо чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значить, адаптация к школе пройдена успешно!
Материал подготовлен на основе книг Корсакова И.А. Корсаковой Н.К. «Хорошая память на каждый день», бесед с лучшими психологами и педагогами, а также моего личного опыта. Частично использована информация с международного портала.