Оставить заявку
Оставьте заявку на сайте и мы перезвоним Вам в ближайшее время
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения

Ознакомлен(на) с пользовательским соглашением
*
Спасибо! Форма отправлена
Главная/Советы психолога

Советы психолога

sovety_psihologa

Адаптация ребёнка к школе

 

Что такое «школьная зрелость»

Трактуется ныне как комплексное понятие, охватывающее умственную, эмоциональную и социальную зрелость. Умственная (интеллектуальная)зрелость – умение концентрировать внимание, обладать аналитическим мышлением, улавливать основные связи между явлениями. Критерий умственной готовности – развития речи.
 Эмоциональная зрелость – управлять своими эмоциями, умение сосредотачиваться на малоинтересном задании и доводить начатое до конца.
Социальная зрелость – потребность в общении со сверстниками, умение принимать роль ученика и выполнять указания учителя.
Адаптация может длиться от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника.

Физические условия адаптации первоклассника к школе.

Самое трудное время для организма ребенка – первые – три недели. В этот период происходит сильное напряжение почти всех систем организма. Следующий период – неустойчиво приспособление. Организм ребенка находит приемлемые реакции на новые условия жизни. И наконец то наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Ребенку сложно перестроится на школьную жизнь.
 Чтобы оказать ребенку помощь в адаптации, необходимо отрегулировать его режим дня.
Хорошее физическое состояние учащегося зависит от того, сколько он бывает на воздухе, как часто двигается, какую еду употребляет, сколько времени проводит за телевизором, компьютером и в телефоне. Распланировать день совместно с ребенком.

Какие должны быть психологические условия

Обязательно нужно поддерживать самооценку ребенка на высоком уровне. Чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе.
С первых дней в школе ребенку необходимо создать такие психологические условия, которые делают адаптацию к школе легкой. Для этого родителям обязательно знать особенности своего ребенка и дошкольного возраста в целом. Если адаптация будет проходить тяжело, то уже с первых классов у школьника сложится негативное отношение к учебе. Это ведет к хроническому нервному напряжению и постоянным стрессам.
 Самая главная ошибка родителей в том, что они делают упор на ранее обучение своего ребенка, но не заботятся о его самочувствии в новых условиях. Родителям кажется, что ребенок должен сразу с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учебой, а не игрой.
Ученик не успел адаптироваться к новому образу жизни, но пытается соответствовать требованиям значимых для него взрослых. К стрессу добавляется боязнь не выполнить родительские наставления.
 Невозможно стать в один момент. Не стоит осуждать интерес ребенка к игрушкам – это естественное занятие для вчерашнего дошкольника. Родители рассматривают письмо и чтение «нужные» занятия, а игру – как пустую трату времени. Своим отношением родители показывают ребенку, что школьником быть хорошо, а дошкольником быть – плохо. В этой ситуации ребенку психологически очень сложно, ему играть хочется, а родители осуждают. Запрет и желание создают психологический конфликт, разрешить который ему непросто. Ребенок либо отказывает себе в праве играть и подавляет свои потребности, либо мучается угрызениями совести после игры.

Рекомендации, как поддержать ребенка в адаптационный период

Не стоит осуждать интерес первоклассника к играм и игрушкам. Это естественное занятие для вчерашнего дошкольника.
Поощряйте не только учебные успехи, но и игровую инициативу. Вам нужно признать игру естественным занятием первоклассника. Говорите не только: «Какой ты молодец, взял книжку и читаешь!», но и «Как же ты классно умеешь играть!». Разрешите взять с собой в школу небольшую игрушку. Для многих детей игрушка помогает снять напряжение в момент адаптации.
 Большинство детей идут в первый класс с большим желанием стать школьниками. Поддерживайте это стремление: интересуйтесь школьной жизнью, расспрашивайте о школе, делитесь своим опытом. Это закрепит учебную мотивацию.
 Хвалите за успехи и старания. Для того чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. Ощущение собственной успешности значительно облегчит трудности адаптации и способствует повышению учебной мотивации.
 Поощрение должно быть конкретным: хвалите не самого ребенка, а какую-то черту его поведения, результат деятельности. Если вы скажите: «Ты сегодня очень аккуратно написал цифры или буквы!» ребенок получит информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником, и поймет, что для него это возможно.

12 условий для родителей, чтобы психологически повысить комфорт жизни первоклассника:

  1. Помогите ребенку формировать положительную самооценку.
  2. Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье.
  3. Покажите, что вы любите ребенка.
  4. Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребенка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усваивания новой информации.
  5. По возможности проводите с ребенком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.
  6. Чаще хвалите ребенка, причем за все его достижения.
  7. Предоставляйте ребенку разумную самостоятельность.
  8. Учите ребенка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации.
  9. Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нем неуважительно, а присутствии ребенка.
  10. Учитель – непререкаемый авторитет.
  11. Спокойно воспринимайте замечания учителя в адрес ребенка, внимательно выслушайте, спросите совета.
  12. Контролируйте учебную деятельность ребенка.

Спокойное, любящие, доброжелательное отношение родителей поможет ребенку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если первоклассник себя хорошо чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значить, адаптация к школе пройдена успешно!
Материал подготовлен на основе книг Корсакова И.А. Корсаковой Н.К. «Хорошая память на каждый день», бесед с лучшими психологами и педагогами, а также моего личного опыта. Частично использована информация с международного портала.

Москва, проезд Дежнёва 11 к2
Оставить заявку
Оставьте заявку на сайте и мы перезвоним Вам в ближайшее время
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения

Ознакомлен(на) с пользовательским соглашением
*
Спасибо! Форма отправлена